ДОКЛАД Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского САВВЫ на Рождественских чтениях : «Проблемы социализации инвалидов и помощь Церкви в их решении»

Дорогие братья и сестры!

Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяются способностью помогать инвалидам – поддерживать их с детства и до конца жизни. Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо, в первую очередь, самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства. Забота об инвалидах, людях с особенностями, помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании. Бог так устроил, чтобы мы любили друг друга и друг другу помогали.

Когда в семье рождается особый ребенок – это призыв к родителям восполнить то, чего у него нет. Не только родители это могут делать, но и Церковь, врачи, социальные работники. Таким образом все мы призываемся здесь, на Земле, помогать друг другу, учиться любить других. В Царствии Небесном человек уже не сможет учиться любви, там не будет нуждающихся в помощи. Сочувствие болезням других, забота о наших ближних учат нас главной добродетели, приобщают к радости любви.

Действительным критерием развитости общества является именно отношение к тем, кто не может сам поднять голос в свою защиту. На протяжении своей истории общество постепенно меняло отношение к инвалидам. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

В наше время во всем мире постоянно увеличивается число людей с инвалидностью. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что 3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% – с другими психическими и физическими недостатками.

По данным Минздравсоцразвития РФ, в стране, как и во всем мире, частота детской инвалидности за последнее время увеличилась в два раза. Из этого следует, что проблема социальной адаптации детей-инвалидов, воспитанников детских социальных учреждений – одна из острейших проблем, которые стоят сегодня перед обществом и всеми нами.

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года и ратифицированная как Россией, так и Молдовой, защищает права всех инвалидов во всех сферах жизни, содержит важные принципы отношения к инвалидам, нормы о недопущении дискриминации в связи с инвалидностью. Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

Независимая жизнь предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Движение от болезни как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.

Социализация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, продолженный в течение всей жизни человека. В связи с этим, обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой. Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и психологические.

Цель работы по социализации – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Какие проблемы возникают в процессе социализации детей-инвалидов? Социальные проблемы первого порядка – это проблемы, затрагивающие общество в целом. Одной из наиболее существенных яв-ляется отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в нашем обществе сложились негативные представления об инвалидах как о беспомощных и лишних людях. Общество в большинстве своем до сих пор не готово принять людей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве примера можно привести Сергиев Посад, на улицах которого редко встречаются инвалиды. При этом по официальным данным в Сергиево-Посадском районе проживает 16,5 тыс. людей с инвалидностью, то есть каждый десятый житель – инвалид. Данная ситуация – следствие многолетней советской и постсоветской социальной политики. И сейчас она также ориентирована в основном на здоровое население. Именно поэтому структура быта, культуры и досуга, социальных услуг остается неприспособленной к нуждам инвалидов.

В церковном сообществе также не всегда своевременно обращается внимание на нужды людей с ограниченными возможностями здоровья. Святейший Патриарх Кирилл призывает нас изменить свое отношение к инвалидам и «самим исправляться, работая с инвалидами и соучаствуя вместе с ними в общих делах».

Цель, которую мы преследуем, – общественное признание людей с физическими и умственными недостатками. Их жизнь ни в чем не должна отличаться от жизни нормального ребенка в семье и нормального человека в обществе.

Однако этой деятельностью занимаются пока немногие приходы. Между тем помощь семьям, в которых живут дети и взрослые с инвалидностью, а также инвалидам в социальных учреждениях – одно из важнейших направлений церковного социального служения. Необходимо, чтобы количество приходов, ведущих активную социальную работу с инвалидами, увеличивалось.

Главная задача, которая стоит сейчас перед государством и Церковью, – это поддержка семьи. На развитие детей большое влияние оказывает психологический климат в семье. Поэтому необходимо развивать как отдельное направление работы – психологическую помощь, консультирование и мотивацию членов всех таких семей.

Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью. Больной ребенок требует несравни¬мо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физиче¬ских затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении.

По этим же причинам матери больных детей более чем в 30% случаев оставляют работу по избранным до рождения ребенка специальностям, чтобы обеспечить необходимый уход, или переходят на низкооплачиваемую, неквалифициро¬ванную работу, но находящуюся рядом с домом. Часто женщины пытаются найти надомную работу.

Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Большинство семей распадается (58%), часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально – «ради ребенка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения.

К детям-инвалидам в семьях, как правило, предъявля¬ются заниженные требования. Это спо¬собствует закреплению инфантильности, неуверенности в се¬бе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

Таким образом, проблемы, которые возникают в процессе социализации детей-инвалидов в семье, многообразны: социальные, экономические, психологические и другие.
Родители детей-инвалидов поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Им становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их усилия.

Русская Православная Церковь имеет опыт организации заботы об инвалидах. Только на территории России более 300 православных организаций, добровольческих объединений, групп милосердия и приходов помогают детям-инвалидам и взрослым людям с инвалидностью. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви регулярно проводит обучающие интернет-курсы по данному направлению и собирает методические материалы. За 2011-2014 гг. было инициировано 37 новых социальных проектов по помощи инвалидам и их семьям, в том числе 6 проектов за пределами России.

О том, чем может помочь Церковь в решении проблем инвалидов, а также в их социализации, говорится в итоговом документе IV Общецерковного съезда по социальному служению, который проходил с 16 по 18 мая 2014 г.

В первую очередь, в данном документе указывается на необходимость приобщения инвалидов к активной церковной жизни. Храмы – островки благодати в мире. То, что в них совершается, преображает душу человека, освящает его сердце, просвещает его ум, учит его совершенно другой жизни, дает ему удивительную радость, и эта радость ни с чем не сравнима. К этой радости мы можем и должны приобщить людей с ограниченными возможностями.

Создание бытовых удобств для инвалидов в храме – это одна из важных задач, на которую сегодня обращает внимание Церковь. Для этого необходимо оснастить каждый храм удобными проездами для инвалидов-колясочников, рельефными иконами, напольными дорожками для незрячих, сурдо- и тифлопереводом для неслышащих и слепоглухих.

Наши храмы – среда очень часто труднодоступная для особых людей. Зачастую на инвалидов и особых детей смотрят как на тех, кто должен сидеть дома. Однако в большинстве случаев для прихода хорошо, когда среди его прихожан есть особенные люди. Это полезно для всех и соответствует природе Церкви как семьи.

Хорошо, когда при храме имеется детская площадка. Тогда те дети, кому тяжело стоять всю службу, могут на ней немного отдохнуть. Необходимо также создавать в храмах условия для общения детей-прихожан после службы.

Храм предполагает смирение не только со стороны здоровых прихожан или нетерпимых свечниц, но и со стороны инвалидов. В храме – каждый больной и слабый, и каждый приходит за милосердием Бога, а не соседа по службе.

По поводу доступности храмов для инвалидов можно сказать следующее: всё зависит от отношения настоятеля к таким людям. Если отношение лояльное, то он и сам создаст условия, и сотрудников, и прихожан храма будет вразумлять. Пока же в Церкви зачастую ситуация такая: настоятель какого-либо храма принимает инвалидов какой-то одной категории, например, глухих, или ментальных и т.д., и к нему священники из своих приходов начинают направлять всех остальных инвалидов. Так образуются социально ориентированные приходы.

Выход – воспитывать и образовывать священников, а за ними и социальных работников, и прихожан. Лучше всего начинать это делать еще в семинариях, чтобы будущие батюшки не боялись таких людей, знали, как с ними обращаться.

Кроме того, для дополнительной социализации инвалидов рекомендуется развивать совместное со здоровыми обучение особых детей в церковных общеобразовательных и воскресных школах, а также объединять семьи с детьми-инвалидами в клубы.

Особым образом документ подчеркивает необходимость открытия и развития церковных детсадов для маленьких инвалидов.

Во многих епархиях накоплен большой положительный опыт работы в области социализации инвалидов.

В 11 социальных учреждениях Сергиево-Посадского района Московской области помощь ближним осуществляют сотрудники Благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского. Фонд проводит социально-адаптационную и церковно-катехизаторскую работу с детьми-инвалидами со множественными нарушениями развития, осуществляет разработку путей и методов их воцерковления и социализации на основе традиционных православных ценностей.

В новом храме при детском доме слепоглухих предусмотрено, что главными прихожанами его должны стать слепоглухие дети и другие инвалиды разных категорий и возрастов. Для колясочников предусмотрены пандусы, для слепых и слабовидящих вырезаются рельефные деревянные иконы с надписями на Брайле, внутренняя архитектура храма такова, что глухие прихожане могут видеть, что происходит в алтаре.

Кроме того, происходит социализация инвалидов, детей и взрослых, посредством их активного участия в богослужениях: глухие и слепые воспитанники под руководством старших наставников (сотрудников фонда), либо зрячих детей-пономарей (детей прихожан храма и сотрудников фонда) осуществляют пономарскую практику, слепые девочки вместе со взрослым хором поют на клиросе.

Взаимную пользу от такой социализации получают не только дети-инвалиды, но и обычные дети, участвуя таким образом в делах милосердия. Они помогают также слепым и глухим воспитанникам в передвижении и ориентировке в храме во время богослужения, в паломнических поездках и во всех организованных совместных мероприятиях.

Возможность социализации и приобретения новых навыков дети-инвалиды получают в рамках других направлений деятельности фонда: организации отдыха и временного проживания в семейных условиях детей-сирот, социальных сирот и детей-инвалидов; организации отдыха на базе фонда для временного проживания в семейных условиях детей-сирот, социальных сирот и детей-инвалидов, куда вывозят на каникулы не только детей-сирот, но и предоставляют условия для отдыха семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Еще один проект, который направлен на социализацию детей-инвалидов, – это Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Его главная задача – формирование и укрепление в обществе открытого и добросердечного отношения к людям данной категории и оказание им всяческой помощи и поддержки.

Успешное проведение фестиваля служит социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество, появлению у них новых друзей, нового опыта общения, а обществу, в первую очередь молодежи, предоставлен шанс попробовать себя в деле миссионерского служения в качестве добровольца в одном из детских социальных учреждений.
Перспективной формой работы является открытие комнаты дневного пребывания для детей-инвалидов. Их досуг, как правило, не организован, этим приходится заниматься Церкви. Через социальные сети привлекаются добровольцы, которые будут работать с детьми.

Не первый год существуют православные общины глухих и слабослышащих. Специально для них каждое воскресенье священники совершают Литургию одновременно голосом и жестами, при открытых Царских вратах. В богослужениях участвуют и сурдопереводчики, которые переводят все песнопения.

С 3 по 5 октября 2014 г. в Новосибирске прошел научно-практический семинар «Практический опыт, проблемы и перспективы воцерковления глухого человека». В нем приняли участие десять делегаций общин глухих и слабослышащих из разных епархий Русской Православной Церкви. Участники семинара обсудили проблемы перевода богослужения на жестовый язык, исповеди глухих людей, а также затронули тему деятельности деструктивных сект по отношению к глухим и необходимости обучения семинаристов основам жестового языка.

Земная жизнь, в которой мы живем, несовершенна для всех, а не только для детей. Зло и болезни, которые есть в мире – следствие этого греха первых людей. Мы все – инвалиды. У кого-то инвалидность проявляется в несовершенстве души, у кого-то в телесных болезнях. И трудно сказать, кто инвалид в большей степени – святая Матрона Блаженная, которая всю свою жизнь не вставала с постели и была слепой, но видела будущее и помогала людям, или какая-нибудь победительница конкурса красоты, которая выставляет напоказ свое здоровое тело, соблазняет и развращает других.
Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Все люди так или иначе, отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение.

Однако главное совсем не то, в каком телесном обличии мы здесь находимся. Сейчас очень часто бывает, что тело прекрасно, а душа уродлива, грязна, испачкана в нечистотах. Души детей-инвалидов очень часто бывают чистыми, замечательными и с ними часто гораздо радостнее быть вместе, чем с их сверстниками, которые здоровы телом, но душой, к сожалению, часто очень больны.

Дети с ограниченными возможностями, в основном, не в такой степени контактируют со злом, которого так много в мире. Поэтому ограничение возможностей бывает ограничением зла.

Хотелось бы напомнить слова святителя Иоанн Златоуста о том, что «великую приносят нам пользу не только наши собственные, но и чужие несчастия; и тогда, как сами ничего не терпим, а видим, что другие наказываются, мы вразумляемся не меньше этих».
Жизнь инвалидов во многом отличается от обычной: за то, что мы воспринимаем как данность, им приходится ежедневно бороться. И нам стоит у них поучиться умению радоваться жизни и упорству в борьбе за свои права. Еще неизвестно, кто счастливее – инвалид, который любит и ценит жизнь и людей, или здоровый человек, не ценящий то, что он имеет.

Помогая инвалидам, мы помогаем прежде всего сами себе. …члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12).

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, глава Синодального отдела Русской Православной Церкви по церковной благотворительности и социальному служению, говорит о необходимости участия детей в делах милосердия: «…они с детства должны воспитываться в понимании важности служения ближним. Поэтому с ними можно и нужно заниматься не только изучением основ веры, но и социальной деятельностью». В детях важно воспитать доброту, терпимость, особенно к людям, которые болеют или чем-то отличаются от других.

Понятнее и доступнее для ребенка будет пример родителей, которые сами проявляют уважение к людям пожилого возраста, к людям с ограниченными возможностями – ко всем и всему, что их окружает. Если взрослый относится к другим уважительно, может сопереживать, проявлять милосердие, сострадание к людям, то ребенок это видит – впитывает такое отношение, а затем повторяет за ним. Люди, терпимые к инвалидам, скорее всего, будут терпимы вообще ко всем.
Академик Д. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» утверждал, что «добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания». И если мы хотим привить детям эти качества, то нужно начинать с себя – начинать исправлять себя, свое сердце. Движение по пути Добра всегда приносит благо человеку, делает его счастливее.